17 апреля 2023 года оказалось вдвойне символичным для огнеборцев Удмуртии. Во-первых, 105 лет исполнилось Советской пожарной охране, во-вторых, в честь 80-летия открытия железнодорожной линии Ижевск-Балезино по ней прошел «Поезд Победы». Свою лепту в строительство 146-километровой железнодорожной магистрали, кратчайше связавшей Северный и Южный ходы Транссиба, внес Иван Петрович Новгородцев, 30 лет прослуживший в пожарной охране Удмуртской республики.
Счастливое босоногое детство Вани оборвал июнь 1941 года. Война. О ней в колхозе узнали только к вечеру. Приехал посыльный, сообщил: «Мобилизация». Новость потрясла всех, не только взрослых. Тут же собрали митинг, на котором выступили многие. А на следующий день провожали первых мобилизованных и добровольцев на фронт.
С уходом в армию мужчин тревога поселилась в деревне. Все тяготы тяжёлого физического крестьянского труда легли на плечи женщин и подростков. Колхозное поле ждало работников, их руки. Шла уборка хлеба, нужно было поднимать пары, сеять. Двенадцатилетний Иван Новгородцев работает с оставшимися мужчинами и женщинами. Устаёт так, что сбегать к речке вечером, искупаться, нет сил. Едва голова касалась подушки, засыпал мгновенно мёртвым сном.
Урожай в колхозе собрали вовремя. Досрочно выполнили план хлебопоставок. Пришла пора идти в школу, которая находилась в семи километрах от родной деревни. Ходили пешком. За спиной, в котомках, несли продукты на неделю, главным из которых был хлеб пополам с картошкой. В субботу спешили домой. По дороге разговаривали о письмах с фронта, работе по хозяйству. Иван, придя из школы, пилил и колол дрова, чистил двор, ухаживал за скотиной.
Вскоре от школы пришлось отказаться – по разнарядке колхоз отправил подростка на строительство жизненно необходимой узкоколейки Ижевск-Балезино. Решение о ее строительстве и мобилизации для этого 12 тысяч пеших и 4 тысяч конных колхозников из 29 районов республики было принято 25 ноября 1941 года Удмуртским обкомом ВКП(б). Тогда же каждому району было определено задание: место и объем работ на трассе, количество пеших и конных колхозников, которые должны были прибыть на строительство. Отголоском этих индивидуальных заданий стали Шарканская, Балезинская и Кулигинская выемки. Земляные работы и искусственные сооружения производились сразу по всей линии и в основном были выполнены в 1942 году. Укладка пути велась одновременно с юга и севера. «… Ни днём, ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого… было одно желание – работать так, как подобает гвардейцам тыла, быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине…», – говорилось в рапорте строителей железной дороги Ижевск-Балезино, колхозников Удмуртской АССР Иосифу Сталину.
А вот как вспоминал об этом Иван Петрович: «Работали и днём, и ночью. Возил на лошади землю, которую в повозки укладывали женщины. Чтобы сбросить на будущее полотно железнодорожной ветки, собирались группой в 5-6 человек. Потом сработала смекалка: используя штыри и лошадь, научились сбрасывать землю и поднимать телегу. Летом работали босиком, осенью стало худо. Из деревни специально откомандировали деда, умевшего плести лапти. Но их на всех не хватало. Ох, как трудно было заставить себя выбегать из землянки, чтобы запрячь лошадь! За ночь земля замерзала, днём шёл осенний нудный дождь. Приходилось прыгать, чтобы не ступить на лёд, поджимать к туловищу озябшие ноги, пытаясь их согреть. Питались скудно. Колхоз выдавал муку. Из неё готовили специальное блюдо: в кипяток бросали горсть муки с солью, потом чуть-чуть подливали молока. Всё лучшее шло на фронт…»
Неимоверные усилия женщин, подростков, пенсионеров, свято веривших в Победу, помогли построить дорогу практически за год. В марте 1943 года по ней открыли рабочее движение, в 1944 году приняли в эксплуатацию. За 1943-1944 годы по дороге перевезли более 1,6 млн. тонн различных грузов, главными из которых явились строевая древесина для авиазаводов и шахт, топливо для оборонных предприятий.
За строительство узкоколейки Иван Петрович получил свою первую медаль. К сожалению, ветерана пожарной охраны Ивана Петровича Новгородцева уже нет с нами, но память о Настоящем человеке и пожарном мы до сих пор бережно храним в наших сердцах.
Автор: Ирина Верижникова, методист центра противопожарной пропаганды и общественных связей 1ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Удмуртской Республике
Оставить сообщение: