В Год педагога и наставничества рассказываем, как начинается путь в профессию для большинства пожарных. Всё просто. Начинается этот путь с учебного пункта или центра.
Далеко не каждый из пожарных становится офицером. Часто молодые люди вовсе не мечтали быть огнеборцами, надеть погоны, они ищут свой путь в жизни практически «методом тыка»: пошли вслед за товарищами, так захотели родители или просто близко к дому. Так и приходят «устраиваться пожарными» и попадают для начала в учебный пункт. В руки опытных наставников, зачастую без педагогического образования, зато имеющих большой опыт службы в пожарной охране, буквально прошедших «огонь, воды и медные трубы». Именно от их умения, мастерства, житейской мудрости зависит насколько готов подопечный вступить на трудную стезю или сразу поймет, что даже не стоит пробовать.
Какое оно, «племя младое, незнакомое», кто приходит к вам учиться? Чему и как учите? Насколько готовым к работе оказываются после обучения? На эти злободневные вопросы отвечают начальник учебного пункта 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике Дмитрий Анатольевич Гоголев и старший преподаватель специальных учебных дисциплин Александр Сергеевич Кузнецов.
- К нам приходят на первоначальное обучение, - рассказывает начальник учебного пункта Дмитрий Гоголев. – Люди разные, условно можно поделить их на три группы. Первая, самая любимая для каждого наставника, но малочисленная – те, у кого «глаз горит», кто с интересом постигает новое, готов и учиться, и в соревнованиях участвовать, и поддержать любое начинание. Вторая – способные, но совершенно не инициативные, так еще часто называют «тихушники». Чтобы добиться от них чего-то, нужно «надавить», и тогда сделают все правильно и самостоятельно. И третья группа – народ не очень способный, кому постоянно и по несколько раз нужно всё объяснять, показывать и обязательно контролировать, иногда и прикрикивать, чтобы добиться желаемого результата. Таким, если ставишь задачу, формулировать её приходится многословно. Им не скажешь «установи трехколенку», нужно, по сути дела, озвучивать весь алгоритм. «Снимите лестницу с машины, разверните её к земле, да не этим концом, переверните, держите неправильно, перехватите так, чтобы пальцы не оторвало»… И так далее, и тому подобное. Но мы их всех любим, как в родной семье, все наши. Правда, ожидать, что за пару месяцев мы сделаем из них настоящих пожарных, не стоит. Здесь мы только-только «ставим на ноги», ребята делают свои «первые шаги». И самое главное, чему должны научиться, это дисциплина. И любое учение начинается с подробного изучения документов, как бы ни хотелось этого избежать нашим курсантам. Бывает, научились что-то делать в пожарной части до прибытия к нам практически, без внимательного прочтения инструкции, например, насос обслуживать, но оказывается, что научились 2-3 пунктам из, к примеру, 12 положенных именно для этого типа насоса. Что тут скажешь? Да ничего. Должен слушатель сам понять свои ошибки, назубок знать теорию. Вот поэтому демонстрирую наглядно – привожу в гараж, даю возможность показать, что умеют, а затем наглядно разбираем, что не сделал и почему. Мелочь, вроде бы? Ан нет. На пожаре всё должно работать безотказно, фактор времени никто не отменял, да и товарищей своих подвести не имеешь права. Самому неприятно будет за огрехи свои получать.
- Стараемся дать понятие пожарного коллектива, чтобы смогли интегрироваться в систему пожарной охраны, - подключается к разговору Александр Кузнецов. - Чтобы с самого начала понимали, что «мёдом не намазано», работать придется много и тяжело, «отсидеться» не получится. Но обязательно нужно иметь здоровые амбиции, стремиться «вырасти» хотя бы до командира отделения. Чтобы знали и чувствовали, что благополучие республики, страны в буквальном смысле зависит от каждого из них. И если человек это понял, понял, что выбрал свою дорогу, то после первоначального обучения настоящую «огранку» получит уже в пожарно-спасательной части. Бывает, что уже на этапе первоначального обучения понимают, что быть пожарными не их призвание и уходят сразу, бывает, что уходят из части, но большинство все-таки остается и работает до пенсии, а кто-то и после.
У каждого из нас в жизни были люди, оказавшие решающее влияние на наше развитие. Это и есть наставники, даже если мы не называем их так, их роль в нашей жизни огромна. От всей души желаем всем преподавателям учебного пункта подобрать заветный ключик к каждому обучающемуся, чтобы наша пожарная охрана пополнялась теми, кто выбрал своё предназначение, был готов совершенствоваться в профессии всю жизнь.
Ирина Верижникова,
методист центра противопожарной пропаганды и общественных связей
ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике
Оставить сообщение: