«Золотой час» после компрометации
08:30 15.08.2025 16+
«Золотой час» после компрометации
В медицине есть понятие «Золотой час», которое используется в реаниматологии для отсчета времени после получения травмы, когда наиболее высок шанс, что первая помощь и лечение наиболее эффективны.
Когда человек скомпрометировал свои учетные записи, устройства, аккаунты в онлайн-сервисах, у него тоже есть «Золотой час», чтобы минимизировать последствия.
Если вы только что разгласили данные, которые мошенники могут использовать для взлома учетной записи, то стоит предпринять следующие шаги:
Банковская карта
Риск: взлом учетной записи в банковском сервисе, кража денег со счетов, оформление кредита на жертву.
1. Необходимо оперативно сменить пароль, код доступа в банковский сервис.
2. Заморозить банковские карты и счета.
3. Оперативно связаться с банком по номеру, указанному на банковской карте или официальном сайте, сообщить о звонке или сообщении - продиктовать им номер телефона злоумышленников. Далее банк будет самостоятельно принимать меры по блокировке счета, перевыпуску карт и блокировке номера мошенника.
4. Предупредить родных, близких, работодателя, что пока банковские карты могут быть скомпрометированы и лучше не переводить на них деньги.
Популярный государственный сервис
Риск: компрометация личной информации для подтверждения личности в банках и сервисах мобильных операторов, а также для оформления кредитов.
1. Необходимо оперативно сменить пароль, код доступа в банковский сервис.
2. Позвонить на горячую линию сервиса и сообщить о возможной компрометации.
3. Если есть доступ к личному кабинету, проверить заявки, разрешения, в том числе в сторонних сервисах.
4. Обратиться в МВД и передать всю возможную информацию об инциденте.
Мобильный номер
Риск: злоумышленники смогут сбросить пароли и получать коды двухфакторной идентификации во всех сервисах, в которых указан украденный номер.
1. Свяжитесь с вашим мобильным оператором (по официальному номеру телефона, в приложении или в салоне связи) и сообщите, о том, что ваш номер, может быть, скомпрометирован. Сотрудник клиентского сервиса должен предложить алгоритм действий. Порядок действий может немного отличаться в зависимости от вашего мобильного оператора.
2. По возможности, привяжите сервисы, соцсети, мессенджеры к нескомпрометированному номеру телефону.
3. Внимательно следите за приходящими смс о блокировке, перевыпуске или переносе SIM-карты.
4. Предупредите родных, друзей, коллег, что с вашего номера могут звонить, писать злоумышленники с просьбой одолжить денег, поделиться чувствительной информацией и т.д.
Мессенджеры и соцсети
Риски: компрометация переписок, доступ злоумышленников к чувствительной информации, мошенничество с просьбой одолжить деньги, шантаж. Использование аккаунта в дальнейших сложных киберпреступных схемах.
1. Попробуйте сменить пароль на совершенно новый и достаточно сложный, включить двухфакторную идентификацию.
2. В списке привязанных к аккаунту устройств нужно срочно отключить все незнакомые и недоступные вам девайсы.
3. Если подозреваете, что учетная запись скомпрометирована, например, не приходят одноразовые коды безопасности, то следуют сразу обратиться в службу поддержки.
4. Предупредите ваш круг контактов, что вашим аккаунтом в мессенджере могут завладеть злоумышленники с целью, например, рассылать сообщения с просьбой одолжить денег.
5. Попросите родственников и близких: если мошенники будут писать с украденного контакта, то следует массово жаловаться в службу поддержки мессенджера.
!!! Риски можно свести к минимуму, если заблаговременно соблюдать правила цифровой гигиены, настроить все доступные инструменты безопасности в сервисах, не переходить по подозрительным ссылкам, не открывать сомнительные файлы и не сообщать посторонним персональную информацию и коды безопасности.
Оставить сообщение: